вторник, 31 января 2012 г.

Ху из мистер Путин?


«Who is mister Putin?» («Кто такой господин Путин?»). Этот вопрос прозвучал в январе 2000 года на всемирном форуме в Давосе и вызвал замешательство среди членов российской делегации.

Виктор ШАЦКИХ в интернет-Газете Дона попытался честно разобраться кто же такой мистер Путин. Статья не занудная и легко читаемая. Позволю себе сделать перепечатку из выше названного источника.



«Ни фига мы не продвинули»

9 августа 1999 года больной и старый президент Ельцин назначил 46-летнего, полного сил, но никому не известного Владимира Путина исполняющим обязанности премьер-министра. Вскоре Госдума утвердила это решение. А 31 декабря Ельцин ушёл в отставку и передал Путину президентскую власть, напутствовав его словами «берегите Россию».

Через два месяца состоялись официальные выборы президента, на которых Владимир Путин одержал убедительную победу.

За последующее десятилетие произошло множество событий. Новый президент худо-бедно замирил Чечню. Надолго ли и надёжно ли – вопрос очень отдельный. Путин также сумел пригасить сепаратизм в других регионах. А то в последние ельцинские годы уже всерьёз начинались разговоры про Уральскую и Дальневосточную республики, сначала в составе РФ, а там, мол, видно будет.

Владимир Владимирович гораздо лучше позднего Ельцина смотрелся на телеэкране, непринуждённо шутил на саммитах с мировыми лидерами, и россиянам не было стыдно за первое лицо государства.

Потом на международном рынке начали расти нефтяные и газовые цены, и в страну хлынул золотой водопад. Правительство стало одну за другой принимать программы по модернизации экономики и развитию инфраструктуры, а также потихоньку начало повышать пенсии и зарплаты бюджетникам. Владимир Путин красиво и убедительно, называя по памяти десятки цифр, рассказывал в прямом эфире, как именно мы решим ту или другую или третью проблему.

В марте 2004 года он снова победил на президентских выборах. По телевизору к этому времени уже говорили в основном о хорошем, плясали и пели с утра до вечера. Большинство газет и телеканалов, позволявших себе при Ельцине критиковать власть, при Путине либо закрылись, либо одумались. То же произошло с олигархами: большая часть присмирела, двое самых неугомонных уехали, а одного посадили.

Нефть тем временем всё дорожала. В июле 2008 года мировая цена достигла исторического максимума: 147 долларов за баррель. При Ельцине в конце 1998 года цена на нефть падала ниже 10 долларов за баррель и ни разу за всё время его правления не поднималась выше 25. Значительно выросли с конца 90-х цены на газ и металлы – это тоже очень важные статьи российского экспорта.

Теперь бюджет Российской Федерации просто лопался от денег. Телезрителям каждый день рассказывали об амбициозных планах и прорывных проектах. О том, что страна сейчас на таком подъёме! Что у неё уже такой запас прочности!

Но потом начался мировой кризис. Путин сказал по телевизору, что этот шторм нас почти не заденет, однако первая волна кризиса ударила по России намного больнее, чем по другим развитым и развивающимся странам. У нас закрылось больше предприятий, потеряли работу миллионы людей. ВВП в России упал с начала 2009 года более чем на 10 процентов, а в США и странах Евросоюза только на 2-4. В Индии и Китае, кстати, производство вообще не падало. Оно и в кризис продолжает расти, только помедленнее, чем раньше.

Серьёзные эксперты уверены, что главные наши проблемы ещё впереди, поскольку российская экономика очень отсталая и полностью зависит от мировых цен на сырьё. Эксперты и раньше так говорили, однако их не было слышно за победными возгласами «Вперёд, Россия!».

А теперь даже главный кремлёвский идеолог Вячеслав Сурков бьёт в набат. Недавно он заявил в интервью журналу «Итоги»: «Если мы не преобразуемся, мы обречены если не на распад и гибель, то на поражение в мировой конкурентной борьбе и довольно унылое существование».

Новый президент Медведев высказывается ровно в том же духе. «Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию?» - задаёт он риторический вопрос читателям «Газеты.ру».

Недавно Дмитрий Анатольевич вообще не сдержался. Проводил заседание комиссии по модернизации экономики, и там ему стали рассказывать об успехах в развитии российских информационных технологий. Конкретных достижений, правда, назвать не смогли, но заявили, что «ситуация находится в продвинутом состоянии». Однако Медведев только что познакомился со справкой о том, сколько денег в эти технологии вбухали и каких результатов достигли. Никаких.

«Чего мы тут продвинули? Ни фига мы не продвинули!» - сердито воскликнул молодой президент.

Чиновники виновато потупились.

Фирменный путинский стиль

Но что происходит? Какой враг все эти десять лет мешал руководству страны «продвинуться» и решить пускай не все, но половину самых острых экономических проблем? Или хотя бы четверть?

Это большая загадка. Россия ведь по-женски, безоглядно доверилась Владимиру Владимировичу, поскольку он такой молодец. Она и сейчас остаётся у него в руках. Денег у правительства до последнего времени было - немерено. И вот тебе здрасьте. Ехали, песни пели, а теперь, оказывается, надо срочно преобразовываться, иначе «мы обречены если не на распад и гибель, то на поражение».

Как это вышло?

Чтобы разобраться, давайте проследим, каким образом у нас «наверху» ставится и решается та или другая конкретная проблема. Начнём, чтобы далеко не ходить, с тех же информационных технологий. Путин про них тоже недавно высказывался. В своём обычном стиле.

Фирменный путинский стиль, это когда Владимир Владимирович, суровый как римский центурион, говорит сидящим за столом министрам и губернаторам: до каких пор такое безобразие (называет, какое именно) будет продолжаться? Сколько это ещё можно терпеть?!

Взгляд у премьера стальной, губы сжаты, а подчинённые в это время быстро и сосредоточенно строчат в блокнотах. Однако ни фига потом не делают. А Путин никого не наказывает, только опять понарошку «песочит» своих министров перед телекамерами.

Именно так вышло с пресловутыми технологиями. В конце октября нынешнего года на заседании Президиума совета по развитию местного самоуправления в Калининграде Владимир Путин жёстко и нервно, как человек, чьё терпение исчерпано, заявил: в российских госучреждениях, чтобы получить нужную справку или выписку из реестра, «часто люди вынуждены обращаться к платным посредникам. Должен вам сразу сказать: они достали. Они - все эти платные посредники, работают и на вашем уровне, и на региональном, и на федеральном - достали всех уже!»

Теперь история вопроса. Ещё в 2002 году в стране была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Она в числе прочего предусматривала, что уже к середине десятилетия у нас должно значительно сократиться количество бумаг, за которыми граждане стоят в очереди. На смену справкам на бланках приходит единая компьютерная база данных. Паспортные столы, домоуправления, БТИ и другие присутственные места должны к ней подключиться. И, когда надо, извлекать из базы, как давно уже делают коллеги в Европе и США, нужные сведения на гражданина Иванова, а не гонять этого гражданина из очереди в очередь.

Но к назначенному сроку путинские чиновники не управились. И с них никто не спросил. Только в феврале 2008 года на расширенном заседании Мининформсвязи было заявлено, что «результаты выполнения ФЦП «Электронная Россия» не оправдывают возлагавшихся на неё надежд». При этом средства, выделенные на программу, осваивались досрочно и с перевыполнением плана. А в российских «конторах» по-прежнему, как при царе Горохе, на столах лежали скоросшиватели и стопки казённых бланков.

Прошло ещё полгода. Правительство приняло специальное постановление, чтобы хоть как-то реанимировать «Электронную Россию». Директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров сообщил, что в ближайшие три года единая база данных все-таки будет создана. Причем, в масштабах всей страны.

«Гражданин будет приходить в одно ведомство и предоставлять только те документы, которых у государства нет. Все остальные документы ведомство будет запрашивать само из единой базы данных. А потом гражданин придет и получит необходимый штампик», – пояснил господин Шаров журналистам.

Минуло ещё полтора года. И вот президент Медведев констатирует, что опять «ни фига мы не продвинули», а Путин вслед за этим обрушивается на платных посредников, которые за деньги помогают гражданам собирать бумажки.

Вот кто, оказывается, во всём виноват!

Обещанного восемь лет ждут. И напрасно

Таким же образом, почти не отклоняясь от изложенного сюжета, развивалась ситуация и с другими светлыми планами путинской партии и его же правительства.

В 2002 году молодой энергичный российский президент задумал двинуть вперёд не только информационные технологии. Как мы уже упомянули, по его заданию было принято несколько десятков федеральных целевых программ (ФЦП). Большинство из них рассчитывались на период с 2002 по 2010 год. Многие ФЦП, в свою очередь, содержали подпрограммы. По каждой из них назначались ведомства, ответственные за выполнение.

ФЦП призваны были решить или хотя бы смягчить наиболее острые российские проблемы. Об этом говорит список программ: «Модернизация транспортной системы России», «Жилище», «Социальное развитие села» и так далее.
По некоторым программам работа сразу пошла вкривь и вкось. Где-то не выделялись деньги. Где-то они неправильно осваивались. Уже к 2004 году важнейшие ФЦП начали буксовать. Собственно, принятие в 2005 году им вдогонку национальных проектов «Доступное и комфортное жильё» «Развитие АПК» и других (их курировал будущий президент Медведев и все проекты в итоге провалились), это подтверждает.

В июне 2007 года Министерство экономического развития и торговли РФ признало крах сразу шести ФЦП. Заместитель министра Виталий Савельев заявил, что выполнение ряда целевых программ идет неэффективно, поэтому... их необходимо закрыть. Чуть позже упразднили и само министерство.

Примерно тогда же выяснилось, что срывается выполнение одной из наиболее крупных и важных для страны программ «Модернизация транспортной системы России». Дорожники вообще с первых же месяцев жаловались на недостаточное финансирование. Да так активно, что в Госдуме была создана рабочая группа во главе с депутатом Александром Хинштейном. Она изучила практику расходования бюджетных средств, направляемых на дорожное строительство и на ремонт, и пришла к выводу, что с деньгами там как раз всё хорошо.

«На сегодня из федерального бюджета выделяется достаточное количество средств на дорожное строительство», - отметил Хинштейн. Однако, по словам депутата, «никакого контроля над расходованием этих средств не ведется».
Но главная беда, по мнению Хинштейна, заключается в том, что в дорожном строительстве и вокруг него процветает коррупция: «объем откатов за получение подрядов и заключение договоров достигает в некоторых регионах 20, а то и 25 процентов».

Потом с положением дел в дорожном строительстве разбиралась Счетная палата. Она отметила, что «основные мероприятия первого этапа подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» не выполнены», а также – что, несмотря на успешное освоение средств, «во всех проверяемых субъектах наблюдается ежегодный прирост потребности в проведении капитального ремонта и восстановлении дорожного покрытия».

В конце концов, деньги, выделенные на реализацию подпрограммы, было решено освоить досрочно, а показателей, намеченных в «старой» программе, достигать в ходе реализации уже следующей Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.». С новым масштабным финансированием, небывалым в истории много повидавшего российского дорожного строительства.

Эту программу снова назвали «прорывной», поскольку состояние российских дорог в ходе выполнения предыдущей ФЦП не улучшилось, а ухудшилось. Вице-премьер Сергей Иванов отметил на совещании в Минтрансе, что ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог превышают 1,8 трлн. рублей.

Кстати, и президент Медведев успел отметиться по этой проблеме. Помните, он недавно рассказывал нам с вами о жуткой аварийности на российских дорогах? Правда, Дмитрий Анатольевич больше упирал на то, что у россиян ментальность особенная, любят они быструю езду. А о том, что федеральных трасс с таким паршивым покрытием, да ещё без отбойника посередине, а то и вовсе без разметки, в мире почти не осталось, есть они только в России, в Танзании, Конго, ну и ещё в двух-трёх государствах Африки - он почему-то не сказал.

С ещё более громким треском провалилась к 2007 году другая ключевая подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Ее реализация проходила в рамках ФЦП «Жилище», тоже рассчитанной на период до 2010 года.

Там пять лет все ударно трудились над поставленной задачей, а потом вдруг выяснилось, что ограничителем наращивания объёмов строительства в России становится именно нехватка подготовленных стройплощадок и коммунальной инфраструктуры. Об этом сообщил новый, только что назначенный на должность замминистра Минрегионразвития Сергей Круглик.

Самое интересное, что именно ведомство господина Круглика – «Рострой», упразднённое аккурат к 2007 году, и должно был обеспечить опережающее развитие той самой инфраструктуры.

Штирлиц и промфинплан

Такие истории можно рассказывать ещё долго. Они, повторяю, почти все одинаковые. Но вопрос, отчего так выходит, никуда не делся. Почему Путин только делает вид, что он строгий и жёсткий руководитель? По какой причине не требует со своих подчинённых настоящей ответственности за состояние экономики и не увольняет косоруких бездельников с работы? Почему, в конце концов, не посадит в тюрьму парочку самых больших специалистов по досрочному освоению бюджетных средств?

Главных причин тут, я думаю, две.

Первая: а зачем ему это надо? Человек давно уже собрал свою команду, в ней проверенные соратники, они его не предадут и не подставят. По крайней мере, до тех пор, пока Владимир Владимирович в силе. Главное условие попадания в путинскую компанию это именно преданность шефу. А с деловыми качествами уже как получится.

Что начнётся, если увольнять этих людей за провал федеральных программ и набирать других управленцев? Толковые хозяйственники в России есть, и среди губернаторов, и в бизнесе. Но будут ли они вот так же заглядывать в рот Владимиру Владимировичу? Не «подвинут» ли оставшихся преданных, которые работники, между нами, тоже совсем не ахти?

При этом и от самого Путина никто не требует отчитаться за «подвиги» подчинённых. Некому требовать. В Госдуме с 2003 года всё решает одна фракция, сами знаете какая, про влиятельные столичные оппозиционные газеты и неподконтрольное властям телевидение мы уже и вспоминать забыли.

В просвещённой Европе и в США за действиями исполнительной власти строго следит и парламент, и пресса. Да и само население, если не согласно с решениями властей, просто выходит на улицы и требует от властей ответа. Толпа при этом никого не убивает, но и власти ведут себя разумно, потому что им ведь надо будет переизбираться.

В России совсем другие исторические традиции. Тут сначала очень долго терпят, а потом на улицы выходят уже с оружием. «Рабочий тащит пулемёт», помните, в школе проходили стихотворение? А начальство в ответ стреляет по мятежникам из танков.

Ну ладно, это мы отвлеклись.

Вторая причина: я думаю, Путин просто не умеет управлять экономикой. Совсем. Он бы, наверное, и хотел выполнить какую-нибудь ФЦП, построить десяток новых заводов или электростанций, а то ведь у нас с советских времён практически ничего, кроме достроенной Чубайсом Бурейской ГЭС, так и не запустили. Или хотя бы автобан до Владивостока проложить. Однако не получается. Дело в том, что у нашего национального лидера вовсе нет опыта профильной руководящей работы. Служба в КГБ требовала от него совершенно других навыков. Подполковника Путин хорошо натренировали собирать и анализировать информацию, «разводить» собеседника, грамотно отчитываться в Центр. А практическая экономика (с греческого языка это слово переводится - «умение вести дом») совсем другой род деятельности.Тут навыки чекиста гораздо менее полезны, чем, например, опыт батьки Лукашенко, работавшего директором совхоза. Сколько бы не потешалась над этим обстоятельством близкая к Кремлю либеральная общественность.

Ведь кто такой директор совхоза? Это человек, перед которым стоит жёсткий государственный план: столько-то тысяч тонн зерна вырастить, столько бычков откормить, столько жилья построить. В подчинении у директора сотни людей, у каждого свой характер, кто-то и украсть не прочь, другой хороший, честный работник, но выпивает, третьего только матом сгонишь с печи. А план к концу года умри, но выполни.

Умение с упорством буйвола тащить этот воз, настраивать сложное производство и человеческие отношения и выходить на те показатели, какие тебе поставили или какие ты сам себе поставил, формирует один тип руководителя. А умение наводить тень на плетень и выведывать тайные умыслы – совсем другой. Может, именно отсюда такая разница в белорусском и российском народном хозяйстве. У них – отлаженные высокотехнологичные заводы, европейский уровень сельского хозяйства, низкие цены в магазинах, придавленная до самого плинтуса коррупция, а у нас…

У нас – фирменный путинский стиль. «Разводка» собственного населения. Продавая за границу всё больше сырой нефти и выросших в лесу деревьев, ничего не сумев сделать для налаживания переработки внутри страны, премьер заявляет по телевизору:

«Но нас не может больше устраивать роль поставщика главным образом необработанной древесины, так же как и сложившаяся структура торговли: на экспорт - кругляк, а назад по импорту мы закупаем строительные материалы, мебель, бумагу, то есть товары, которые являются в десятки раз более дорогими».

Путин говорил эти слова, подписывая постановление о продлении разрешений на беспошлинную продажу того самого кругляка до 2011 года. Разведчик же.

И опять никто не спросит премьера: почему вы до сих пор не построили заводов по производству строительных материалов, мебели и бумаги? За десять-то лет? Кто вам мешал? Мировая закулиса?

Много раз объявляя о том, что российские стабилизационные фонды полны денег и страна больше не зависит от иностранных займов, наш Штирлиц затем никак не прокомментировал то обстоятельство, что в бюджете 2010 года уже образовалась дыра, и правительство в ближайшие три года собирается занять за границей 60 млрд. долларов. Причём, под большой процент. Под маленький нам не дают.
Если бы не высокие цены на сырьё, то менеджерские таланты этой команды стали бы очевидными уже к концу первого президентского срока ВВП, и у доверчивой страны не осталось бы иллюзий.

Или Путин научился бы руководить как следует. Тоже, кстати, не исключено. Однако на Россию продолжали валиться дармовые миллиарды, засыпая до поры до времени как белым снегом провалы «эффективных менеджеров», их чудовищное воровство и навевая уютные мысли о том, что вот эти любительские спектакли перед телекамерой и есть управление государством.

Формула любви

Сегодняшние российские власти не любят статистику. Как ни выкручивайся, ни пускай искры из ноздрей, ни переводи стрелки на происки враждебной Америки и на мерзавца Саакашвили, но есть простые вопросы: вот кончается десятилетие, в течение которого вы были у руля. Какие успехи достигнуты? Стала ли Россия жить лучше?

В Кремле и в Белом доме боятся этих вопросов. Потому что знают ответы. Пока приблизительные, без деталей. Более полную картину должна дать плановая перепись населения 2010 года. С ней недавно вышел такой казус: сначала перепись взяли – и отменили. Было официально объявлено, что решением президента Медведева она переносится на 2013 год.

Причина? В стране нет на перепись денег. Кризис же. Но все наши соседи по СНГ, не такие богатые, как Россия, не стали «сдвигать» плановую перепись. Это не говоря уже об Америке, которая ни разу не переносила переписи с 1790 года. Там полагают, что для грамотного управления страной очень важно иметь детальную картину положения в ней и отслеживать, как оно меняется.

Объявление об отсрочке российской переписи вызвало большую волну иронических и возмущённых комментариев внутри страны и за рубежом. И вскоре премьер-министр Путин заявил, что перепись всё-таки будет проведена в 2010 году! Владимир Владимирович таким образом сбил волну критики и ещё раз обозначил, кто в доме хозяин. А посчитать и в десятом году можно будет так, чтобы цифры выглядели пристойно.

Вряд ли случайно в эти же дни появилась новость об отставке руководителя Росстата Владимира Соколина. Этот опытный и честный специалист дипломатично заявил, что покидает свой пост «со смешанными чувствами» и уже более прямо высказал недовольство переподчинением статистического ведомства Министерству экономического развития. Теперь Росстату будут прямо указывать, что надо считать, а куда совать свой нос не надо.

Российская статистика и сегодня вызывает много вопросов. Например, на сайте Росстата большинство показателей отслеживаются, начиная только с 1992 или даже с 1995 года. Это было время, когда российская экономика и социальная сфера после развала СССР обрушились, а к 1995 году они вообще долетели до дна. Кстати, это совпало со снижением мировых цен на нефть. Потом, как мы уже отметили в начале статьи, начался рост сырьевых цен, в бюджет России потекли огромные деньги. В решающей степени именно за счёт этого обстоятельства статистика 2000-х выглядят получше по сравнению с цифрами 1990-х.

Кто-то из коллег, несколько сгущая краски, обрисовал данную ситуацию следующим образом. При Ельцине нефть стоила 10 долларов за баррель, из них восемь разворовывались, а два доставались народу. При Путине нефть подорожала до 100 долларов, из них разворовывались 95. Народу, таким образом, доставалось намного больше, чем в «проклятые 90-е». В два с половиной раза!

Вот, дескать, и вся формула любви к Путину.

Но теперь-то мировые цены на нефть снижаются. А аппетиты у «эффективных менеджеров» остаются прежними.

Как бы то ни было, сравнивать «нулевые» годы только с 90-ми - это нечестный приём. Если же взять статистические данные середины и конца 1980-х и поставить напротив нынешних, то получится крайне неприятная для сегодняшних российских начальников картина.

Например, в те времена в РСФСР строили куда больше жилья. Если сравнивать общие объёмы, то ситуация следующая: в 1987 году было сдано в эксплуатацию 72,8 млн. квадратных метров жилья, а в 2007 году только 61,4 млн.

Если же брать во внимание количество не метров, а квартир, то картина ещё интересней: в 1987 году построено 1182 тыс. новых квартир, а в 2007 году лишь 721 тыс.

Дело в том, что нынешнее жилищное строительство, как и всё остальное в новой свободной России, «заточено» под богатых. Пять семей из сотни строят себе дома по 500 квадратных метров, остальные живут в хрущёбах, но средняя цифра «по квадратам» выглядит неплохо. Почти как в 1987 году. Но тут, правда, случился кризис и объёмы жилищного строительства опять упали.

Намного отстаёт путинская Россия от пресловутого «совка» и по объёмам промышленного производства, особенно в высокотехнологичных отраслях, по уровню развития сельского хозяйства. Страна «донашивает» советские коммуникации и не ремонтирует построенные в те годы электростанции. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, до какой страшной черты мы дошли. И снова – вместо жёсткого «разбора полётов» общие слова о недопустимости такого положения и повышении уровня ответственности. Опять никто не наказан.

Пройдёт время, страна стряхнёт сонный морок и начнёт хлопать себя по ляжкам. Как же так? Почему я не разглядела, что это была за компания?

Традиция у нас такая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий